Сравнимость статистических группировок


Группировки могут оказаться не сопоставимыми из-за различного числа выделенных групп или неодинаковости границ интервалов. Для того, чтобы привести такие группировки к сопоставимому виду используется метод вторичной группировки. Суть метода состоит в перегруппировке единиц объекта без обращения к первичным данным.
Вторичная группировка – операция по образованию новых групп на основе ранее осуществленной группировки.
Применяют два способа образования новых групп.
Первым, наиболее простым и распространенным способом является объединение первоначальных интервалов. Он используется в случае перехода от мелких к более крупным интервалам ,и когда границы новых и старых интервалов совпадают.
Второй способ получил название долевой перегруппировки и состоит в образовании новых групп на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности. Этот способ употребляется, когда необходимо в ходе перегруппировки данных определить, какая часть (доля) единиц совокупности перейдет из старых групп в новые.
Рассмотрим две группировки кредитов по сроку выдачи за ноябрь и декабрь (табл. 2.13 и 2.14).
Таблица 2.13
Группировка кредитов коммерческих банков по сроку выдачи,
ноябрь 1995г. (данные условные)


N п/п

Группы кредитов по сроку выдачи,
месяцев

Число заключенных договоров, в % от их общего количества

Сумма выданных кредитов,
в % от общей суммы

1

1 – 3

87,05

66,87

2

3 – 6

10,43

24,86

3

6 – 12

1,80

8,17

4

Более 12

0,72

0,10

ИТОГО


100,00

100,00

Таблица 2.14
Группировка кредитов коммерческих банков по сроку выдачи,
декабрь 1995г. (данные условные)



N п/п

Группы кредитов по сроку выдачи,
месяцев

Число заключенных договоров, в % от их общего количества

Сумма выданных кредитов,
в % от общей суммы

1

Краткосрочные (1 – 6)

86,54

97,91

2

Среднесрочные (6 – 12)

1,92

1,70

3

Долгосрочные (более 12)

11,54

0,39

ИТОГО

100,00

100,00

При сравнении результатов двух группировок необходимо привести их к сопоставимому виду, перегруппировав данные первой группировки. Для этого данные в табл. 2.13 первой и второй групп объединяют вместе, образовав одну группу краткосрочных кредитов. Данные третьей и четвертой групп полностью переносятся в новую табл. 2.15.

Таблица 2.15
Группировка кредитов коммерческих банков по сроку выдачи,
ноябрь-декабрь 1995г. (данные условные)



N п/п

Группы кредитов по сроку выдачи,
месяцев

Число заключенных договоров, в % от их общего количества

Сумма выданных кредитов, в % от общей суммы



ноябрь

декабрь

ноябрь

декабрь

1

Краткосрочные
(1 – 6)

97,48

86,54

91,73

97,91

2

Среднесрочные
(6 – 12)

1,80

1,92

8,17

1,70

3

Долгосрочные
(более 12)

0,72

11,54

0,10

0,39

ИТОГО

100,00

100,00

100,00

100,00

Теперь можно сравнить итоги группировки ноябрьских и декабрьских кредитов. Для заключенных договоров по краткосрочным кредитам снизилась почти на 11 процентных пунктов, доля среднесрочных кредитов осталась без изменения, а количество долгосрочных кредитов в анализируемом периоде значительно возросло. Несмотря на эти изменения, в декабре так же, как и в ноябре, в структуре суммы выданных кредитов преобладающую долю занимали краткосрочные кредиты, затем следовали среднесрочные, а на последнем месте – долгосрочные кредиты.
Более сложным является способ долевой перегруппировки. Применение его рассмотрим на следующем примере.

В табл. 2.16 приведены данные о распределении семей по размеру площади, приходящейся на одного человека по двум регионам.
Таблица 2.16
Группировка семей по размеру жилой площади, приходящейся
на одного человека по двум регионам в 1995г.


Первый регион

Второй регион

N групп

группы семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека, м2

доля семей в % к итогу

N групп

группы семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека, м2

доля семей в % к итогу


1

До 5

3,6

1

До 5

6,2

2

5 – 6

11,4

2

5 – 10

46,3

3

7 – 8

19,4

3

11 – 15

28,5

4

9 – 12

37,8

4

16 – 19

10,8

5

13 – 14

11,1

5

20 и более

8,2

6

15 – 19

13,0




7

20 и более

3,7




ИТОГО

100,0

ИТОГО

100,0

Как видно из табл. 2.16, семьи первого региона разбиты на 7 групп, а семьи второго разбиты на пять. Чтобы привести данные к сопоставимому виду, приведём перегруппировку семей второго региона. Для этого придется раздробить группы. Так как границы первой группы одинаковы у обеих группировок, то проведение каких-либо изменений нецелесообразно. Вторую группу (5 – 10) необходимо разделить на три группы: семьи, в которых на одного человека приходится 5 и 6 м2 , должны образовать вторую группу; семьи, где на человека приходится 7 и 8, – третью группу, а где 9 и 10 м2, следует включить в четвертую группу. Таким образом, вторую группу в группировке семей второго региона следует разбить на три равные по величине интервала группы.
При разбивке семей по группам полагают, что их распределение внутри группы 5 – 10 равномерное. Тогда 1/3 – в группу 7 – 8, а оставшаяся часть должна быть включена в группу 9 – 12. Кроме того, в эту группу следует включить и часть семей из следующей третьей группы 11 – 15, т.е. семьи, в которых приходится 11 и 12 жилой площади на одного человека. Поэтому 40 % семей третьей группы надо включить в группу 9 – 12. Для составления группы 13 – 14 необходимо взять 40 % семей группы 11 – 15.
Таблица 2.17
Группировка семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека по двум регионам в 1995г.



N
группы

Группы семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека, м2

Доля семей в процентах к итогу

первый регион

второй регион

1

До 5

3,6

6,2

2

5 – 6

11,4

1/3 × 46,3=15,43

3

7 – 8

19,4

1/3 × 46,3=15,43

4

9 – 12

37,8

(46,3-2 × 15,43)+
(0,4 × 28,5)=26,84

5

13 – 14

11,1

0,4 × 28,5=11,4

6

15 – 19

13,0

0,2 × 28,5+10,8=16,5

7

20 и более

3,7

8,2

ИТОГО

100,0

100,0

В группу 15 – 19 войдут оставшиеся 20 % семей группы 11 – 15, т.е. семьи в которых приходится на одного человека 15 м2 , и все семьи группы 16 – 19. Перегруппировка последней группы, как и первой, не нужна. Результаты перегруппировки представлены в табл. 2.17.

загрузка...