Примеры решений СМО с очередью Симплекс-метод Теория игр Одноканальные СМО Многоканальные СМО СМО с отказами Интенсивность нагрузки Уравнения Колмогорова Марковские процессы

Примеры задач для одноканальных СМО

Перейти к онлайн решению своей задачи

Одноканальная СМО с отказами в обслуживании

1. Пункт по ремонту радиотехники работает в режиме отказа с одним мастером. Интенсивность потока заявок λ, производительность мастера μ. Определить предельные значения относительной пропускной способности Q, абсолютной пропускной способности А и вероятность отказа Ротк телефонной линии. Определить также среднее время обслуживания одного вызова, среднее время простоя канала и вероятность того, что канал свободен или занят.
Скачать решение

2. Статистическими исследованиями в результате наблюдения установлено, что интенсивность потока телефонных звонков коммерческому директору λ = 1.2 вызова в минуту, средняя продолжительность разговора (обслуживания заявки) tобсл = 2.5 мин и все потоки событий (вызовов и обслуживания) имеют характер простейших пуассоновских потоков.
Определим предельную (относительную и абсолютную) пропускную способность СМО, вероятность отказа, а также полное число обслуженных и необслуженных (получивших отказ) заявок в течение 1 ч работы СМО. Сравнить фактическую пропускную способность СМО с номинальной, т.е. с пропускной, способностью, которой обладала бы система в том случае, если бы каждая заявка обслуживалась ровно 2,5 мин и все заявки следовали бы одна за другой без перерыва.

Рекомендации к решению задачи: здесь λ = 1.2 ед. в мин.; t = 2.5 мин. или μ = 0.4 заявки в мин.

3. Рабочий обслуживает m станков. Поток требований на обслуживание пуассоновский с параметром λ станков в час. Время обслуживания одного станка подчинено экспоненциальному закону. Среднее время обслуживания одного станка равна μ минут. Определить: 1) среднее число станков, ожидающих обслуживания, 2) коэффициент простоя станка, 3) коэффициент простоя рабочего.
n=1, m=3, λ=2, μ=8.

Одноканальная СМО с ограниченной длиной очереди

1. В магазине самообслуживания установлено, что поток покупателей является простейшим с интенсивностью λ = 2 покупателя в минуту. В этом магазине установлен один кассовый аппарат, позволяющий добиться такой производительности труда, при которой интенсивность потока обслуживания составляет величину μ = покупателя в минуту. Определим характеристики СМО при условии, что очередь ограничена контролером при входе в зал самообслуживания: m = 5 покупателям.

2. На автомойку в среднем за час приезжают три автомобиля, если в очереди уже находятся два автомобиля, то вновь подъезжающие автомобили не желают терять время в ожидании обслуживания и покидают мойку, поскольку среднее время мойки одного автомобиля составляет 20 мин, а мест для мойки всего одно. Необходимо провести анализ работы системы обслуживания с 9-00 до 21-00 ч, если средняя стоимость мойки одного автомобиля составляет 70 руб.

Рекомендации к решению задачи: здесь m = 2; λ = 3 ед. в час.; tобс = 20 мин.

3. Провести анализ работы в СМО при изменении одного условия в примере 2 - интенсивности приезда автомобилей на мойку до 6 автомобилей в час.

Рекомендации к решению задачи: здесь m = 2; λ = 6 ед. в час.; tобс = 20 мин.

4. Рабочий обслуживает m станков. Поток требований на обслуживание пуассоновский с параметром λ станков в час. Время обслуживания одного станка подчинено экспоненциальному закону. Среднее время обслуживания одного станка равна μ минут.
Определить: 1) среднее число станков, ожидающих обслуживания, 2) коэффициент простоя станка, 3) коэффициент простоя рабочего.

Одноканальная СМО с неограниченной очередью

Пример. Железнодорожная сортировочная горка, на которую подается простейший поток составов с интенсивностью λ состава в час, представляет собой одноканальную СМО с неограниченной очередью. Время обслуживания (роспуска) состава на горке имеет показательное распределение со средним значением t минут. Найти: а) предельные вероятности состояний СМО; б) среднее число составов, связанных с горкой; в) среднее число составов в очереди; г) среднее время пребывания состава в СМО; д) среднее время пребывания состава в очереди.
Решение. Исчисляем показатели обслуживания для одноканальной СМО:
Интенсивность потока обслуживания:
μ =60/20 = 3
1. Интенсивность нагрузки.
ρ = λ • tобс = 2 • 20/60 = 0.67
Интенсивность нагрузки ρ=0.67 показывает степень согласованности входного и выходного потоков заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания.
Поскольку ρ < 1, то очередь не будет расти бесконечно, следовательно, предельные вероятности существуют.
3. Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя канала).
p0 = 1 - ρ = 1 - 0.67 = 0.33
Следовательно, 33% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 20 мин.
Вероятность того, что в очереди:
1 заявка:
p1 = ρ(1 - ρ) = 0.671(1 - 0.67) = 0.22
4. Доля заявок, получивших отказ.
p1 = 1 - p0 = 1 - 0.33 = 0.67
Значит, 67% из числа поступивших заявок не принимаются к обслуживанию.
5. Относительная пропускная способность.
Поскольку в рассматриваемой СМО ограничение на длину очереди отсутствует, то любая заявка может быть обслужена, поэтому Q = pобс = 1.
6. Абсолютная пропускная способность.
A = Q • λ = 1 • 2 = 2 заявок/час.
8. Среднее число составов в очереди (средняя длина очереди).
Lоч = ρ2/(1 - ρ) = 0.672/(1 - 0.67) = 1.33
9. Среднее время пребывания состава в очереди (среднее время ожидания обслуживания состава в очереди).
Tоч = Lоч/A) = 1.33/2 = 0.66 час.
10. Среднее число обслуживаемых заявок.
Lоб = ρ = 0.67
12. Среднее число составов, связанных с горкой.
LCMO = Lоч + Lобс = 1.33 + 0.67 = 2 ед.
13. Среднее время пребывания состава в СМО.
TCMO =LCMO/A = 2/2 = 1 час

1. Булочная «Горячий хлеб» имеет одного контролера-кассира. В течение часа приходят в среднем 54 покупателя. Средняя" стоимость одной покупки составляет 7 руб. Среднее время обслуживания контролером-кассиром одного покупателя составляет 1 мин. Определим выручку от продажи, характеристики СМО и проведем анализ ее работы.

Рекомендации к решению задачи: здесь λ = 54 ед. в час.; μ = 60 ед. в час.

2. Интенсивность потока автомобилей на АЗС к колонке за бензином АИ-92 составляет 30 автомобилей в 1 ч, а среднее время заправки равно 5 мин. Проведем анализ работы системы массового обслуживания АЗС.

Рекомендации к решению задачи: здесь λ = 2.4 ед. в час.; tобс = 20 мин.

3. В парикмахерской работает только один мужской мастер. Среднее время стрижки одного клиента составляет 20 мин. Клиенты в среднем приходят каждые 25 мин. Средняя стоимость стрижки составляет 60 руб. Как в первую смену с 9 до 15, так и во вторую - с 15 до 21, работают по одному мастеру. Провести анализ работы системы обслуживания.

Рекомендации к решению задачи: здесь λ = 30 ед. в час.; tобс = 5 мин.
В качестве количества заявок в очереди можно указать, например, m = 4. тогда будут рассчитаны соответствующие вероятность появления данных заявок.

4. В порту имеется один причал для разгрузки судов. Интенсивность потока судов равна 0,4 (судов в сутки). Среднее время разгрузки одного судна составляет 2 суток. Предполагается, что очередь может быть неограниченной длины. Найти показатели эффективности работы причала, а также вероятность того, что ожидают разгрузки не более чем 2 судна.

Рекомендации к решению задачи: здесь λ = 0.4 ед. в час.; tобс = 2 час, m = 2.
После получения решения единицы измерения "час" следует заменить на "сутки".

Метод Гомори
Метод Гомори
Метод Гомори. Решение задачи целочисленного программирования
Решить онлайн
Транспортная задача
Используя метод минимального тарифа, представить первоначальный план для решения транспортной задачи. Проверить на оптимальность, используя метод потенциалов. Стоимость доставки единицы груза из каждого пункта отправления в соответствующие пункты назначения задана матрицей тарифов
1234b
112436
243858
3276310
a4688 
Решить онлайн
Линейное программирование
Решение ЗЛП графическим методомГрафический метод решения ЗЛП
Решить онлайн
Курсовые на заказ