Транспортная задача с ограничениями на пропускную способность
Пусть требуется при решении транспортной задачи ограничить перевозки от поставщика с номером l к потребителю с номером m.Возможны ограничения двух типов:
- xlm > а;
- xlm < b,
- xlm = k,
1. Если xlm > a, то необходимо прежде, чем решать задачу, сократить (уменьшить) запасы l-го поставщика и запросы m-го потребителя на величину а (зарезервировать перевозку xlm = а). После решения задачи в оптимальном решении следует увеличить объем перевозки xlm на величину а.
2. Если xlm<b, то необходимо вместо m-го потребителя с запросами bm ввести двух других потребителей. Один из них с номером m должен иметь запросы b 'm=b, а другой с номером п + 1- запросы bп+1= bm - b. Стоимости перевозок для этих потребителей остаются прежними, за исключением стоимости cl(n+1) которая принимается равной сколь угодно большому числу М (М >> 1). После получения оптимального решения величины грузов, перевозимых к (n + 1)-му потребителю, прибавляются к величинам перевозок l-го потребителя. Так как cl(n+1)) = М - самая большая стоимость перевозки, то в оптимальном решении клетка с номером (l, n+ 1) останется пустой, xl{n+1) = 0 и объем перевозки хlm не превзойдет b.
3. Если xlm = k, то необходимо уменьшить запасы и потребности для номеров l и m на величину k. Стоимость перевозки clm назначают равной М >> 1.
4. В некоторых задачах требуется запретить перевозки от отдельных поставщиков отдельным потребителям. В таких случаях либо зачеркивают соответствующую клетку таблицы транспортной задачи, либо назначают соответствующую этой клетке стоимость перевозки единицы груза сколь угодно большой, равной М >> 1. В остальном задача решается обычным способом.
Пример. В трех хранилищах горючего ежедневно хранится 175, 125 и 140 т бензина. Этот бензин ежедневно получают четыре заправочные станции в количествах, равных соответственно 180, 110, 90 и 40 т. Тарифы перевозок 1 т бензина с хранилищ к заправочным станциям задаются матрицей .
Составит такой план перевозок бензина, при котором общая стоимость перевозок является минимальной.
Рассмотрим первый вариант ограничения. Пусть требуется ограничить перевозки от поставщика с номером 2 к потребителю с номером 3 в размере не менее 40. Сокращаем запасы 2-го поставщика и запросы 3-го потребителя на величину а = 40. Решаем задачу с использованием калькулятора.
1 | 2 | 3 | 4 | Запасы | |
1 | 9 | 7 | 5 | 3 | 175 |
2 | 1 | 2 | 4 | 6 | 85 |
3 | 8 | 10 | 12 | 1 | 40 |
Потребности | 180 | 110 | 50 | 40 |
В результате получим оптимальный план.
1 | 2 | 3 | 4 | Запасы | |
1 | 15 | 110 | 50 | 175 | |
2 | 85 | 85 | |||
3 | 40 | 40 | |||
4 | 80 | 80 | |||
Потребности | 180 | 110 | 50 | 40 |
Далее в оптимальном решении следует увеличить объем перевозки x23 на величину а = 40.
1 | 2 | 3 | 4 | Запасы | |
1 | 15 | 110 | 50 | 175 | |
2 | 85 | 40 | 125 | ||
3 | 40 | 40 | |||
4 | 80 | 80 | |||
Потребности | 180 | 110 | 90 | 40 |
Рассмотрим второй вариант ограничения. Пусть требуется ограничить перевозки от поставщика с номером 2 к потребителю с номером 3 в размере не более 30. Вместо 3-го потребителя с запросами 90 вводим двух других потребителей. Один из них с номером 3 должен иметь запросы b'3=30, а другой с номером 4 + 1 - запросы b5 = 90 - 30 = 60
. Стоимости перевозок для этих потребителей остаются прежними, за исключением стоимости c25 которая принимается равной сколь угодно большому числу М (М >> 1).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Запасы | |
1 | 9 | 7 | 5 | 3 | 5 | 175 |
2 | 1 | 2 | 4 | 6 | - | 125 |
3 | 8 | 10 | 12 | 1 | 12 | 140 |
Потребности | 180 | 110 | 30 | 40 | 60 |
В результате получим опорный план.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Запасы | |
1 | 9 | 7[85] | 5[30] | 3 | 5[60] | 175 |
2 | 1[100] | 2[25] | 4 | 6 | 36 | 125 |
3 | 8[80] | 10 | 12 | 1[40] | 12 | 140 |
Потребности | 180 | 110 | 30 | 40 | 60 |
После получения оптимального решения величины грузов, перевозимых к 5-му потребителю, прибавляются к величинам перевозок 2-го потребителя. Так как c25 = М - самая большая стоимость перевозки, то в оптимальном решении клетка с номером (2, 5) останется пустой, x25 = 0 и объем перевозки х23 не превзойдет b = 30.
1 | 2 | 3 | 4 | Запасы | |
1 | 85 | 30+60 | 175 | ||
2 | 100 | 25 | 0 < 30 | 125 | |
3 | 80 | 40 | 140 | ||
Потребности | 180 | 110 | 90 | 40 |
Рассмотрим третий вариант ограничения. x23 = 20. Модифицируем исходную матрицу:
1 | 2 | 3 | 4 | Запасы | |
1 | 9 | 7 | 5 | 3 | 175 |
2 | 1 | 2 | M | 6 | 85-20=65 |
3 | 8 | 10 | 12 | 1 | 40 |
Потребности | 180 | 110 | 50-20=30 | 40 |
Решая методом потенциалов, получаем следующий оптимальный план:
1 | 2 | 3 | 4 | Запасы | |
1 | 9[35] | 7[110] | 5[30] | 3 | 175 |
2 | 1[65] | 2 | 36 | 6 | 65 |
3 | 8[0] | 10 | 12 | 1[40] | 40 |
4 | 0[80] | 0 | 0 | 0 | 80 |
Потребности | 180 | 110 | 30 | 40 |
Восстанавливаем исходную матрицу:
1 | 2 | 3 | 4 | Запасы | |
1 | 35 | 110 | 30 | 175 | |
2 | 65 | 20 | 85=65+20 | ||
3 | 40 | 40 | |||
4 | 80 | 0 | 0 | 0 | 80 |
Потребности | 180 | 110 | 50=30+20 | 40 |
Пример №1. Транспортная задача с дополнительными ограничениями.
Скачать решение
Пример №2. Найти оптимальный план транспортной задачи, описываемой соответствующей таблицей, удовлетворяющим указанным условиям.
- Потребности пунктов B1 и B3 удовлетворяются полностью.
- Остаток груза в пункте A1 не менее 10 ед., но не более 13 ед.
- Суммарная вывозка из пунrта А1 не менее 45 ед.
- Суммарная поставка в пункт В1 не более 70
- Суммарная поставка в пункт В2 не менее 100
- В пункт В2 должно быть завезено не менее 25 ед.
- От второго поставщика должно быть вывезено не менее 50 ед.
- x12 ≤ 15
- Суммарная вывозка из всех пунктов равна 75 ед.
- Должен быть вывезен весь груз из пунктов А3 и А2.
- Суммарная поставка в пункт В2 не превосходит 50 ед., груза, но не менее 35 ед.
- Из пункта А1 нужно вывезти не менее 160 ед. груза, а в пункт В1 завезти не менее 70 ед. груза из пункта А2.
- x11 + x21 ≤ 35