Критерии для принятия решения
Назначение сервиса. Данный тип задач относится к задачам принятия решений в условиях неопределенности. С помощью сервиса можно выбрать оптимальную стратегию, используя:- критерий минимакса, критерий максимакса, критерий Байеса, критерий Вальда, критерий Сэвиджа, критерий Лапласа, критерий Ходжа-Лемана;
- критерий Гурвица, обобщенный критерий Гурвица с расчетом эффективности;
- множество Паретто.
Любую хозяйственную деятельность человека можно рассматривать как игру с природой. В широком смысле под "природой" понимается совокупность неопределенных факторов; влияющих на эффективность принимаемых решений. Безразличие природы к игре (выигрышу) к возможность получения экономистом (статистиком) дополнительной информации о ее состоянии отличают игру экономиста с природой от обычной матричной игры, в которой принимают участие два сознательных игрока.
Пример. Предприятие может выпускать 3 вида продукции А1, А2 и А3, получая при этом прибыль, зависящую от спроса, который может быть в одном из 4-х состояний (В1, В2, В3, В4). Элементы платежной матрицы характеризуют прибыль, которую получат при выпуске i-й продукции при j-м состоянии спроса. Игра предприятия А против спроса В задана платежной матрицей:
В1 | В2 | В3 | В4 | |
А1 | 2 | 7 | 8 | 6 |
А2 | 2 | 8 | 7 | 3 |
А3 | 4 | 3 | 4 | 2 |
Решение.
Критерий максимакса.
Ai | П1 | П2 | П3 | П4 | max(aij) |
A1 | 2 | 7 | 8 | 6 | 8 |
A2 | 2 | 8 | 7 | 3 | 8 |
A3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 |
Вывод: выбираем стратегию N=1.
Критерий Лапласа.
Ai | П1 | П2 | П3 | П4 | ∑(aij) |
A1 | 0.5 | 1.75 | 2 | 1.5 | 5.75 |
A2 | 0.5 | 2 | 1.75 | 0.75 | 5 |
A3 | 1 | 0.75 | 1 | 0.5 | 3.25 |
pj | 0.25 | 0.25 | 0.25 | 0.25 |
Вывод: выбираем стратегию N=1.
Критерий Вальда.
Ai | П1 | П2 | П3 | П4 | min(aij) |
A1 | 2 | 7 | 8 | 6 | 2 |
A2 | 2 | 8 | 7 | 3 | 2 |
A3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 |
Вывод: выбираем стратегию N=1.
Критерий Севиджа.
Находим матрицу рисков.
Риск – мера несоответствия между разными возможными результатами принятия определенных стратегий. Максимальный выигрыш в j-м столбце bj = max(aij) характеризует благоприятность состояния природы.
1. Рассчитываем 1-й столбец матрицы рисков.
r11 = 4 - 2 = 2; r21 = 4 - 2 = 2; r31 = 4 - 4 = 0;
2. Рассчитываем 2-й столбец матрицы рисков.
r12 = 8 - 7 = 1; r22 = 8 - 8 = 0; r32 = 8 - 3 = 5;
3. Рассчитываем 3-й столбец матрицы рисков.
r13 = 8 - 8 = 0; r23 = 8 - 7 = 1; r33 = 8 - 4 = 4;
4. Рассчитываем 4-й столбец матрицы рисков.
r14 = 6 - 6 = 0; r24 = 6 - 3 = 3; r34 = 6 - 2 = 4;
Ai | П1 | П2 | П3 | П4 |
A1 | 2 | 1 | 0 | 0 |
A2 | 2 | 0 | 1 | 3 |
A3 | 0 | 5 | 4 | 4 |
Ai | П1 | П2 | П3 | П4 | max(aij) |
A1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 |
A2 | 2 | 0 | 1 | 3 | 3 |
A3 | 0 | 5 | 4 | 4 | 5 |
Вывод: выбираем стратегию N=1.
Таким образом, в результате решения статистической игры по различным критериям чаще других рекомендовалась стратегия A1.
Пример. Предлагается три проекта инвестиций и прогноз получения доходов за год (дивиденды и повышение стоимости капитала) при различных возможных исходах.
Проект инвестиций 1 возможные исходы: | Проект инвестиций 2 возможные исходы: | Проект инвестиций 3 возможные исходы: | ||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
40 | 40 | 20 | 30 | 20 | 30 | 20 | 30 | 20 |